нарушение речи после инсульта

Нарушение речи после инсульта.

У 80-летней жительницы Таджикистана, проживающей в Петербурге,  внезапно начались нарушения речи и спутанность сознания. Она  внезапно почувствовала себя плохо и впоследствии заметила, что не может найти слов, чтобы выразить свои мысли. Пешеход нашел ее сидящей на земле, не находящей слов и выглядевшей растерянной. Ее доставили в отделение неотложной помощи для обследования. Осмотрена невропатологом. При осмотре она была в сознании, но выглядела очень встревоженной, расстроенной и растерянной. Она не ориентировалась во времени, месте и собственной личности. Говорила неуверенно и не бегло, казалось, что не находит слов, чтобы отвечать (устно и письменно) на вопросы врача. У нее также были проблемы с повторением и пониманием вопросов со сложным синтаксисом. В остальном неврологический осмотр был в норме. Диффузионно-взвешенная магнитно-резонансная томография выявила острый инфаркт в области Брока. МР-ангиография показала выраженный стеноз дистального отдела левой средней мозговой артерии. У больного была диагностирована чистая моторная афазия (афазия Брока). После консервативного лечения у логопеда выздоровела без осложнений. Что такое афазия, и какая реабилитация существует при разных типах афазии?

Что такое афазия?

Представьте себе, что вы вдруг попали в чужую страну, ваш интеллект при этом абсолютно сохранен, и вы обладаете ясным осознанием того, что хотите сказать, но не можете, потому что не знаете языка этой страны. Даже если вы будете стараться подражать словам, которые слышите, вас, вряд ли поймут, потому что вы не сможете составить фразы и фонетически правильно оформить ее. Так же дело обстоит и с пониманием вами устной и письменной речи народа этого государства: вам будет казаться, что звуки и буквы не несут никакого смысла, возможно, вы даже не сможете выделить из звукового ряда отдельного слова. Примерно так же обстоит дело с восприятием и продукцией речи у человека с афазией. Многие люди с хронической афазией получают реабилитационную помощь, которая в какой-то мере помогает восстановить утраченные компоненты речевой деятельности, но, к сожалению, в большинстве случаев, восстановить речь до прежнего уровня не удается, поэтому наряду с восстановительными программами, курсами медикаментозного лечения, им необходимо умение приспособится к жизни с афазией как в микро-, так и в макро- социуме, сформировать новый образ жизни. Здесь обязательно необходима помощь опытного врача-реабилитолога. Без специальных знаний, своими силами не получится.

Что такое афазия Брока?

Специфические затруднения, которые испытывают больные при произнесении звуков речи, хотя сама способность к использованию языка остается у них нормальной, называют афазией Брока. Вот пример речи человека, страдающего ей: «Да … э-э … Понедельник … отец и я …, и отец … э-э больница … и э-э… среда … среда 9 часов … и э-э … Четверг … 10 часов, врач … два … врача … и э-э … зубы …» (человек пытался говорить о приеме у зубного врача).

Что такое афазия Вернике?

Жертвы афазии другого типа произносят хорошо артикулированные звуки, из которых они строят грамматически правильные, но совершенно бессмысленные фразы: «Хорошо. Это — …. мать, она решает ее работу, чтобы сделать ее лучше, но когда она смотрит, эти два мальчика, смотрящие в другую сторону. Одно их маленькое ведро а в это время здесь. Она работает в другое время, потому что она пропадает». Здесь больной пытался описать предложенную ему картинку. Этот вид афазии — афазия Вернике — возникает при повреждении верхне-заднего участка левой височной доли.

Возможно ли восстановление речи после инсульта, и сколько на это потребуется времени?

Прежде всего, необходимо принимать во внимание необратимость процесса разрушения клеток мозга. Чтобы вернуть пациенту способность говорить, специалистам потребуется подобрать такие средства восстановления после инсульта, которые помогут переключить речевые функции на ближайшие не затронутые болезнью участки мозга. А сроки зависят, в том числе, и от высокой инертности клеток мозга – ведь необходимо переключить их на несвойственные им функции

Разработано множество методик восстановления речи после инсульта, которые могут ускорить этот процесс — речевая, мелодичная, визуальная, художественная и т.д. Эти логопедические методы применяются наряду с медикаментозной терапией – пациенту назначают препараты, способные подтолкнуть процессы образования новых нейронных связей.

Метод интонационной (мелодичной) терапии основан на «пении». Пациенту предлагается петь слова, которые не удается отчетливо произнести. Визуальная терапия использует возможность формирования ассоциаций между словами, обозначающими предмет, и их визуальным изображением.

Самая распространенная методика лечения афазии — речевая (логопедическая) терапия. Занятия по методике проводятся с логопедом-афазиологом и включаются в курс интенсивной реабилитации больных после инсульта в той мере, в которой это необходимо конкретному пациенту.

Упражнения для восстановления речи после инсульта начинаются с комплекса, который призван постепенно восстановить у пациента навыки владения артикуляционным аппаратом. Это может быть произнесение отдельных звуков, слогов или слов, проговаривание скороговорок. Упражнения выполняются с логопедом, а результаты закрепляются самостоятельно в свободное от занятий время.  Необходимо помнить, что залог успеха реабилитации не в интенсивности и длительности занятий, а в их регулярности. Вы даже можете вызвать реабилитолога на дом. Например, здесь. Но гораздо лучше восстановление проходит в специальном отделении.  Когда больного окружают люди, сиделки, специалисты, сотрудники он лучше адаптируется и социализируется.

Какие могут быть способы общения больных с афазией с окружающими?

Если лечение нарушений речи начато сразу же, вероятность восстановления речи после инсульта высокая. Но чем больше прошло времени, тем медленнее идет восстановление. К сожалению, всегда остается вероятность, что дефекты в том или ином объеме сохранятся. Именно поэтому, продолжая занятия, нужно учиться жить дальше, приноравливаясь к своим дефектам. Искать и использовать подручные средства, чтобы находить обходные пути при общении.

Если после инсульта восстановление речи идет медленно и вам тяжело произносить слова, используйте в качестве реквизитов общения предметы, картинки, фотографии. Рисуйте или пишите на бумаге.

Заведите коммуникационную книгу (или используйте планшет со специальной программой) в которой будут слова, изображения или символы, обозначающие понятия, необходимые для общения.

Создайте карточку с информацией о том, что у вас афазия и об удобном способе общения с вами. Носите ее с собой, отправляясь в магазин, аптеку или на прогулку. Покажите продавцу, водителю, любому человеку, с которым вам нужно пообщаться. Не стесняйтесь предлагать людям удобный для вас способ общения и люди обязательно откликнуться на вашу просьбу.

Используйте интернет (электронную почту или личную страницу в социальных сетях) для расширения практики общения с людьми. После инсульта и восстановления речи с логопедом постоянное общение – лучший способ закрепить полученные результаты и добиться положительной динамики.