Что таке олигофрения?

Что такое олигофрения?

Термин «олигофрения» представляет собой дань исторической традиции. В психиатрии используется более современное понятие «умственная отсталость».

Итак, умственная отсталость – это заболевание, в основе которого лежит стойкий дефект интеллекта без значимой динамики.

Заболевание выявляется в раннем детстве, реже в юности, когда становится заметным отставание в развитии среди сверстников.

Причины разнообразны: генетические аномалии, воздействие на плод неблагоприятных и токсических факторов, родовые травмы, поражение мозга в ранний детский период (черепно-мозговые травмы, последствия инфекций головного мозга).

Обычно психиатры не спешат ставить на ребенке раньше времени «клеймо», дают шанс в наверстывании навыков. В некоторых случаях происходит компенсация, и диагноз может оказаться не актуальным. Но затягивание диагностики имеет риски, так как детская психика формируется условно до 5 лет. До этого времени можно повлиять на процессы, назначив медикаментозное лечение, после уже мало что можно исправить.

К возрасту 5 лет более доступно прохождение теста Векслера или иных более современных тестов на определение уровня интеллекта. Проводится дифференциальная диагностика, то есть другие диагнозы отметаются, и «умственная отсталость» выставляется наверняка. Необходима консультация психиатра.

Исходя из различной выраженности интеллектуального дефекта выделяют четыре степени умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая. Иная классификация (дебильность, имбецильность и идиотия) используется все реже.

Диагноз выставляется исключительно врачом-психиатром, чаще комиссией врачей, с учетом мнения медицинского психолога (не педагога-психолога, который не является компетентным в данном вопросе) на основе тестовых психологических методик и клинической картины.

При легкой умственной отсталости имеется относительно негрубое снижение познавательной функции, нарушение логической стороны мышления, неустойчивость внимания, шаблонность суждений. Дети отстают от сверстников, но при правильной реабилитации во взрослом возрасте могут адаптироваться в обществе, создавать семьи, даже осуществлять посильную профессиональную деятельность.

При умеренной умственной отсталости интеллект страдает сильнее, выявляется более грубое снижение познавательной активности, абсолютная конкретика мышления, страдает моторика, имеются другие неврологические нарушения. К взрослому возрасту способны освоить простой счет, чтение примитивных текстов, вывесок, элементарные трудовые операции по четко отработанному шаблону.

При тяжелой умственной отсталости практически нет связи между предметами и явлениями, эмоциональные реакции однообразны, имеется сочетание с грубыми двигательными нарушениями, нужды примитивны, реабилитация минимальна.

При глубокой умственной отсталости выявляют полную беспомощность, нуждаемость в постоянном уходе и надзоре.

Для понимания особенностей заболевания и прогноза для реабилитации психиатры выделяют так называемый «тип дефекта» или разновидность эмоциональных реакций.

При основном типе дефекта (без нарушений поведения) больные уравновешенны, спокойны, их действия шаблонны и стереотипны, они отличаются добродушием, послушанием, стремятся «быть как все». В практике такие случаи являются благоприятными для психиатра, дефектолога и реабилитолога. Такие дети обучаемы в рамках своих возможностей, могут посещать спортивные секции, а после коррекционной школы освоить простую профессию, например, помощник кондитера, озеленитель.

При эксплозивном (возбудимом) типе дефекта больные психопатичны, часто легко возбудимы и агрессивны, что в дальнейшем затрудняет их адаптацию в обществе. Молодые люди поддаются дурному влиянию, алкоголизируются, убегают из дома. Так, в практике имеются случаи проживания таких подростков в приемной семье с несколькими проблемными детьми. Возбудимый радикал способствует словесной агрессии в адрес приемных родителей, братьев и сестер, неуправляемости с битьем тарелок, бродяжничеству. В таком случае обоснована рекомендация сочетания различных нейролептиков, что помогает сделать поведение более контролируемым и получить возможность снижения конфликтов в большой семье, где требуется внимание каждому ребенку, а также шанс трудоустроиться и удержаться в коллективе.

При астеническом (тормозимом, торпидном) типе дефекта больные крайне истощаемы и отвлекаемы, слезливы, обидчивы. Им требуется индивидуальный контроль и стимуляция, часто медикаментозная.

Таким образом, имеет значение не только интеллектуальный дефект, но и эмоциональные и поведенческие особенности больных умственной отсталостью. Только комплексный подход к проблеме обеспечит правильную реабилитацию.

В лечении стоит учитывать следующие моменты:

— до 5 лет массивный курс сосудистых и ноотропных препаратов может сгладить дальнейшую симптоматику;

— после 5 лет лечение малоэффективно, интеллект «застывает» и становится неизменным в течение всей жизни;

— при возбудимом и тормозимом типах требуется коррекция поведения психотропными препаратами.

— важно не научить считать и читать наравне со здоровыми сверстниками, а принять диагноз и направить все силы на обучение решению бытовых задач и удержанию в обществе.